Учет и списание дизельного топлива в организации

Одними из ключевых расходов на автотранспортных предприятиях, имеющих на балансе автомобильный транспорт, спецтехнику и иные механизмы, являются затраты на обслуживание и ремонт автотранспорта. Сюда же можно отнести приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), запчастей, автомобильных шин и иных комплектующих.

В зависимости от типа двигателя, в учете могут отражаться различные виды топлива – бензин, дизельное топливо и иные технологические жидкости.

Дизельное топливо заказать и оприходовать можно либо по фактической стоимости (фактически уплаченная сумма без учета НДС), либо по учетной стоимости (каждое предприятие может самостоятельно устанавливать эту стоимость, исходя из учетной политики организации). ГСМ приходуется на счет № 10 «Материалы» (а именно субсчет 10.3 «Топливо»).

Основанием, подтверждающим использование ГСМ в хозяйственной деятельности предприятия, являются путевые листы. На определенный вид автотранспорта существует своя форма путевого листа:

  • Форма 3 для легковых а/м;
  • Форма 4-С для грузовых а/м со сдельной оплатой труда;
  • Форма 4-П для грузовых а/м с повременной оплатой труда;
  • Форма 3-спец для строительной техники;
  • Форма 4 для легкового такси;
  • Форма 6 для автобусов, перевозящих пассажиров

Порядок и правила оформления путевых листов регламентируются приказом Минтранса России № 152, действующим с 18 ноября 2008 года.

Для списания дизельного топлива в организации используются нормы расхода ГСМ. В бухгалтерском учете осуществляется фактическое списание топлива, однако на практике сложно определить фактический остаток дизтоплива в баке. Поэтому каждое предприятие вправе использовать некий норматив списания топлива:

  • В приказе Минтранса отражены нормы расхода на наиболее распространенные марки, которые можно использовать как норматив;
  • Организация вправе самостоятельно установить норму списания, собрав комиссию и проведя замер