Идентификация личности делового партнера

В данной главе рассмотрим вопрос об установлении личности человека, впервые обратившегося к Вам с коммерческими или иными предложениями.
Личность гражданина России может быть установлена при предъявлении внутреннего или загранпаспорта, военнослужащего – по удостоверению личности офицера или военному билету.
Личность иностранца можно установить по национальному паспорту, зарегистрированной карточке дипломата, журналиста, бизнесмена.
При отсутствии паспорта могут быть также приняты другие документы с фотографиями владельца (водительские права, служебное удостоверение личности и т.п.). Однако такие документы гораздо менее надежны.


Наиболее удобно организовать проверку личных документов при наличии в Вашей организации пропускной системы с обязательной регистрацией всех посетителей. Даже в организациях без «проходной» полезно завести практику регистрации всех посетителей, например, у секретаря офиса. Многие случаи мошенничества связаны с использованием поддельных или похищенных документов, другими злоупотреблениями в этой сфере.
Можно выделить как формальный, так и неформальный методы оценки конкретной личности.
К формальным методам обычно относят: целенаправленное наблюдение и беседу, опрос, анализ документов, изучение биографий, эксперимент, различные тесты и т. д.
К неформальным – сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы. Если в первом случае оперативный сотрудник ставит процесс оценки под свой непосредственный контроль, поскольку он протекает на уровне сознания, то во втором – этот процесс осуществляется на уровне подсознания.
Исходя из особенностей составления оценочных схем личности, можно предложить специальную «Схему изучения личности», которая включает в себя девять пунктов: общие данные, внешние признаки, жизненный путь, жизненные сферы, поведение, темперамент и характер, мотивация поведения, социальная адаптация и способности.
«Схема изучения личности» включает е себя:
Общие данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, должность и характер прежней работы, отношение к политическим движениям и партиям, место жительства, семейное положение.
Внешние признаки:
1) лицо (общее впечатление, краткий словесный портрет, особенность строения лица);
рост (высокий, средний, низкий, возможные физические аномалии); вес и телосложение (полный, тучный, стройный, худощавый, очень худой);
одежда (опрятен – неопрятен, за модой следит – не следит);
манеры (производит приятное – неприятное впечатление; выразительность – бедность мимики и жестов; ловкость – скованность в движениях);
походка (плавная, скачущая, напряженная, расслабленная, мягкая);
голос (приятный – неприятный; звонкий, приглушенный, сиплый, гнусавый, ровный и т. д.);
Жизненный путь:
родители (национальность, время и место рождения, место жительства, социальное положение, отношение к политическим течениям и партиям, образование, профессия, их взаимоотношения, отношение к детям, увлечения, средства к жизни, постоянное занятие, проведение свободного времени);
характеристика места рождения (город, деревня; особенности места рождения);
раннее детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи; братья и сестры, их взаимоотношения, характерные события в жизни);
школа (дошкольные учреждения, специализация школы, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности и т. д.);
другие учебные заведения, в которых учился (причины поступления, планы на будущее, успехи, полученные навыки, умения и навыки, характерные события в 17-18 лет);
трудовая деятельность в молодости и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность);
брак, рождение детей, с кем живет в настоящее время.
Жизненные сферы:
семья (отношения между супругами, отношение к детям, отношение к родителям, зависимость от жены (мужа);
профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой и профессией, продвижение по работе, социальный статус на работе – авторитетность, популярность и т. д.);
общественная и политическая активность (активен – неактивен, сколько тратит времени на общественную деятельность);
проведение свободного времени (кино, театр, музыка, спорт, спиртное, азартные игры, круг друзей и знакомых);
материальные условия жизни (какая квартира, обстановка в ней, бюджет семьи, удовлетворенность своим материальным положением); здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие серьезных заболеваний).
Поведение:
доминирующий эмоциональный тонус (настроение; приподнятое, ровное, угнетенное; в играх азартен – неазартен; реакция на трудности: энергичность, растерянность, безразличие);
особенности проявления эмоций и чувств (возбуждается легко, средне, быстро; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно – незаметно, долго – недолго; обиды помнит долго – недолго; расстраивается по мелочам – по мелочам не расстраивается; привязанность хранит долго – недолго);
проявление воли (самостоятельный – несамостоятельный, настойчивый – ненастойчивый, дисциплинированный недисциплинированный, решительный – нерешительный, смелый – трусливый, инициативный – безынициативный);
поведение личности в сложной ситуации (сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков – теряет их, сохраняет спокойствие – теряется);
поведение в состоянии опьянения (спокоен, раздражителен, агрессивен, теряет контроль над собой, становится очень общительным, замыкается в себе, уединяется; пьет мало, средне, много);
нравственное поведение (честность и правдивость, соблюдение моральных норм, отношение к женщине и детям, проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).
Темперамент и характер:
1) темперамент:
общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; осторожный – решительный; застенчивый незастенчивый; проявляет склонность к лидерству – склонность к лидерству не проявляет);
эмоциональность (невозмутимый – ранимый, спокойный раздражительный, оптимистический – пессимистический);
2) характер:
– свойства характера, выражающие отношение: к людям (отзывчивость, доброта, требовательность, заносчивость, недоверие и т. д.); к вещам (аккуратность, неряшливость, отношение к вещам и др.); к самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т. д.);
– доминирующие черты характера (первичные черты, вторичные черты, кардинальные черты).
Мотивация поведения:
1) доминирующие потребности (какой вид потребностей превалирует у интересующей личности: потребность в самосохранении, физиологические потребности, в принадлежности к коллективу и социальной группе, потребность в уважении своей личности, потребность в самовыражении;
ценности и установки: а) личностные, б) социальные, в) материальные, г) политические, д) идейные интересы; идеалы.
Социальная адаптация:
1) социальное окружение (связь с родственниками, взаимоотношения с друзьями и знакомыми, признание со стороны окружающих);
восприятие социальной ситуации (как правило, исходит из реальной обстановки; адаптируется быстро – медленно; в действиях преобладает логичность и т.д.);
самооценка (оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность – неуверенность в себе, чувство собственного достоинства – комплекс неполноценности).
Способности:
общие способности (беглость и плавность речи, уровень оперирования цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений, особенности решения проблемных задач);
специальные способности (организаторские, педагогические, лингвистические и др.; способность устанавливать знакомство и развивать контакты, влиять на людей, располагать их к себе;
способность разбираться в людях).
Методы оценки личности делятся на формальные и неформальные. К последним относятся различные интуитивные приемы и способы оценки людей. Как правило, эти приемы и способы имеют субъективную основу и в большей степени зависят от личности наблюдателя. В данной главе анализируются формальные, или точнее объективные оценки личности посредством наблюдения, беседы, изучения документов, биографий, тестов, экспериментов, анализа письма.
Наблюдение – это систематическое, целеустремленное, планомерное изучение психических явлений путем личного восприятия исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни. В системе приемов и способов оценки личности наблюдение занимает одно из первых мест, так как способно давать наблюдателю богатые конкретные данные.
Психологическая наука выработала ряд правил использования метода наблюдения. Собирание материала путем наблюдения проводится по предварительно разработанной программе. Данный метод несовместим с внесением каких-либо изменений в естественное течение изучаемого процесса, что позволяет познать его во всей жизненной правдивости. Наблюдение должно проводиться неоднократно, и систематически в отношении одного и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления. Как правило, наблюдение должно осуществляться незаметно для того лица, которое является его объектом.
Наблюдение должно проводиться не только работником службы безопасности, но любым должностным лицом. Большое значение для получения информации о возможной причастности подозреваемого лица в совершении преступления может быть наблюдение за мимикой и жестами этого лица.
При реализации этого метода в условиях бизнес-разведки всегда надо иметь в виду, что здесь человек наблюдается в необычной для него обстановке при наличии определенного стремления с его стороны скрывать свои действительные свойства.
В отличие от целей наблюдения в общей психологии, где с помощью этого метода изучается какой-то конкретный, отдельно взятый вопрос (поведение, реакция человека в конкретной ситуации), наблюдение в бизнес-разведке ставит целью выявление наиболее полной информации о наблюдаемой личности, В процессе такого наблюдения осуществляется чувственное восприятие внешнего облика человека, восприятие его речи (а отсюда и мыслительных процессов), поступков, действий. При изучении личности важно наблюдать не только действия, проявленные при этом знания, навыки, но и отношения личности к этим действиям. При этом, конечно, надо иметь в виду, что в разных условиях, в разных системах человеческих отношений, в разных эмоциональных состояниях действие может означать совершенно разные поступки данного человека.
Объектом наблюдения часто является одежда человека, условия его жизни и работы, то есть мест, где он постоянно находится и которые в силу этого в определенной степени отображают привычки, навыки и качества данной личности.
Оперативное наблюдение выполняется как незаметно для объекта, так и в процессе общения с ним. Здесь всегда надо учитывать, что интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы в общении проходят у человека иначе, чем вне общения. Известно, что человек наедине с самим собой держит себя иначе, чем при общении с людьми. Даже в процессе общения поведение человека может быть различным. В присутствии привычных ему людей его поведение будет одним, в присутствии лиц, которых он видит в первый раз, – другим. Поведение человека зависит от его интереса в общении. Все это учитывается при оценке результатов наблюдения данного лица. Но для этого человек должен наблюдаться в разных сферах, в различных системах общения.
При наблюдении за личностью конкретными объектами изучения могут быть ее действия, мимика, пантомимика, речь, сочетание мимики и пантомимики в зависимости от изменения речи, руки одежда, отдельные ее части. Так, например, из наблюдений за тем, как человек берет в руки инструмент, можно судить о его профессии, об умении обращаться с теми или иными инструментами, о любви к профессии, уважении к результатам труда других лиц и т. д. Каждый из приведенных объектов наблюдения очень важен сам по себе, но еще большее значение имеет анализ и синтез всех этих наблюдений в одном общем выводе.
На практике применяются также включенное и дистанционное наблюдения. Включенное предполагает наблюдение «изнутри» социальной группы, когда наблюдатель становится полноправным ее членом. Такое наблюдение уже давно применяется в социологических исследованиях. Включенное наблюдение обладает большими достоинствами. Оно дает возможность вскрывать многие сокровенные стороны жизни изучаемого человека, социального явления и т. д. Однако включенное наблюдение не всегда возможно и уместно, поэтому наряду с ним активно используется и дистанционное наблюдение, то есть наблюдение со стороны.
Наблюдение за интересующим лицом – это восприятие его состояния и действий. В процессе наблюдения наблюдатель воспринимает обширную информацию, однако фиксирует он лишь незначительную ее часть. Из всей поступившей информации наблюдатель неизменно производит отбор, который зависит от направленности и особенностей личности наблюдателя. Мы часто воспринимаем то, что хотим воспринять, то, что нам понятнее и ближе, и интерпретируем воспринятое так, как нам это хочется. Это закономерность наблюдения, которую сотрудник обязан учитывать, чтобы избежать субъективности. Для получения достаточно объективного представления о человеке нужно обработать данные трех-четырех наблюдателей.
Наблюдения показывают, что чем менее образован и чем более непосредственен человек, тем рельефнее у него будут внешние движения и тем самым мы можем с большей достоверностью судить по ним о его истинных переживаниях. Это имеет большое значение для сотрудников службы безопасности, поскольку позволяет выявлять неискренность поведения наблюдаемых лиц. Делать это труднее по отношению к тренированным или утонченным натурам. Но и здесь при достаточно тщательном наблюдении можно заметить многое. Так, если улыбка естественная, то в улыбке участвуют мышцы глаз. Если улыбка искусственная, то человек улыбается только губами.
Сотруднику необходимо уяснить, что все притворные движения: (1) преувеличивают слабое волнение; (2) подавляют сильное
волнение. В первом случае демонстрируется усиленное движение руками, корпусом, головой; во втором – ограничивается подвижность рук, ног, туловища, головы. Наиболее ярко притворные движения обнаруживаются при замешательстве. Появляются неловкость в движениях рук и ног, туловища, обычно отсутствовавшие ранее гримасы, иногда подергивание лицевых мышц, заикание, покраснение и т. д.
Беседа. Этот метод широко применяется при изучении личности и является способом познания психических явлений в процессе речевого общения с данной личностью в естественных условиях жизни. С помощью метода беседы выявляются:
– отношение человека к определенным фактам, явлениям и конкретным личностям;
уровень развития: общеобразовательный, культурный, профессиональный, интеллектуальный;
– мировоззрение, понимание моральных и правовых норм, правил поведения, отношение к ним;
– волевые качества личности, характер;
– тип высшей нервной деятельности (темперамент): соотношения торможения и возбуждения, способы реагирования, степень их выражения на отдельные, специально даваемые в ходе беседы раздражители.
Значительное внимание уделяется анализу речи; лексико-семантическим особенностям, строю ее, способам передачи информации, эмоциональной окраске и т. д.
К методу беседы предъявляются следующие требования: плановость; целенаправленность; избирательность;
индивидуальность; соблюдение этико-педагогического такта.
Оценка личности в беседе предполагает предварительное планирование этой беседы с целью скрытого получения необходимой информации. Для этого тщательно составляется перечень вопросов по всем аспектам личности. Сюда входят вопросы относительно психологических, социально-психологических особенностей личности, мотивации ее поведения.
Беседа, предпринимаемая для изучения личности, представляет собой диалектическое единство пяти этапов, пяти специфических звеньев общения. Психологи выделяют: 1) подготовку к беседе; 2) начало беседы; 3) этап получения данных; 4) завершение беседы; 5) оценку результатов беседы.
Подготовка к беседе предусматривает составление плана, базируемого, как отмечалось выше, на основе «Схемы изучения личности». Основным содержанием плана должны быть вопросы, которые не удалось выяснить путем наблюдения. Вопросы в плане располагаются так, чтобы обеспечить ведение естественного разговора с собеседником, причем желательно, чтобы вопросы одного раздела «Схемы» не шли друг за другом, а перемежались с вопросами других разделов.
При организации оценочной беседы психологи советуют учитывать следующее:
– участники беседы должны располагать временем, достаточным для проведения спокойного, обстоятельного разговора;
– следует предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе, и исключить их (громкая музыка, шум, возможность вмешательства в беседу других лиц и т. д.);
– до беседы нужно четко продумать предлог и отработать легенду встречи;
– у интересующего лица не должно быть подозрений в том, что его изучают, поэтому в процессе беседы не следует делать нелегендированных записей, фиксирующих получаемые данные;
необходимо оптимально настроиться на беседу, как бы отгородившись от переживаний, которые могли бы отрицательно повлиять на готовность к общению;
– необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияющие на правильность восприятия и оценки личности;
– при подготовке к беседе следует воспользоваться всеми данными на объекта, которые можно получить в свое распоряжение;
– заранее предвидеть возможные вопросы, которые может задать объект, и быть готовыми на них ответить.
Важнейшим условием начала беседы является создание атмосферы непринужденности и доверия. Началом беседы, как правило, является обсуждение какой-либо нейтральной темы, которая может быть легко поддержана, собеседником, В качестве примерных вводных тем могут быть использованы вопросы о последних новостях в спорте, в науке, искусстве, в других областях жизни. Однако эти вопросы следует использовать не как самоцель, а как средство втягивания собеседника в дальнейшую беседу с целью получения о нем необходимой информации. Задавать, конечно, нужно только те вопросы, на которые он сможет легко и охотно ответить. Захваченная в самом начале беседы инициатива обычно обеспечивает успех дела.
В беседе могут быть использованы самые различные вопросы. Если с объектом налажен хороший личный контакт, то можно ставить и прямые вопросы, в случае когда это делать нецелесообразно, прибегают к косвенному побуждению высказывания. Человека, например, просят охарактеризовать какое-нибудь явление или лицо: при этом он неизбежно раскроет собственные взгляды, моральные установки, ценностные ориентации. Для уточнения уже имеющихся данных могут быть использованы вопросы, требующие ответа «да» или «нет».
Для проверки искренности высказываний собеседника иногда можно ставить уточняющие вопросы, используя специфические термины. Здесь важна предварительная подготовка вопросов. Такая подготовка избавляет от неловкого молчания или неуверенности при формулировке вопросов на случай, если сразу не удастся получить требуемую информацию. Во всех случаях наиболее информационными оказываются вопросы: «Кто?», «Где?», «Что?», «Почему?». Однако частое употребление этих вопросов порождает у собеседника нежелательные реакции.
Во-первых, падает активность объекта в непринужденной речи, и он вынуждается вами к конкретному высказыванию.
Во-вторых, конкретные и частые вопросы всегда побуждают защитные механизмы человека, и собеседник подсознательно может просто замкнуться.
В-третьих, появление в беседе большого числа подобного вида вопросов обостряет бдительность и подозрительность людей.
Чтобы вопросы звучали естественнее, их можно дополнять междометиями и паузами. Пауза – это прием побуждения к высказыванию; она помогает, однако возбуждает и тревогу. Чтобы избежать последней, надо придерживаться следующих правил: 1) нужно применять паузу после постановки вопроса и торопить собеседника; 2) паузы не вызывают тревоги, когда они не превышают 5-6 секунд.
Завершение беседы должно осуществляться после паузы. Здесь необходимо соблюсти определенные формальности: что-либо рассказать о себе, о других, вспомнить о чем-то якобы забытом. Во всех случаях при этом надо исходить из реальной обстановки.
В наиболее полном виде метод беседы реализуется в ходе опроса.
Необходимость создания естественной обстановки с целью получения наилучших результатов в ходе беседы приводит к выводу о том, что следует признать целесообразным производство отдельных опросов только с целью изучения личности. Иногда целесообразно осуществлять беседу в условиях, наиболее привычных для человека, личность которого изучается. Поэтому, если беседа имеет целью только ознакомление с личностью, можно провести его по месту работы жительства, отдыха этого лица. Неофициальность обстановки позволяет полнее выявить такие стороны личности которые в официальной обстановке могут вообще не проявляться.
В настоящее время наиболее часто применяемым методом являются беседы с кандидатом на работу, проводимые профессионалом в области предлагаемой деятельности и психологом.
В беседе могут быть выявлены профессиональные знания, интеллект, умение вести себя в сложных ситуациях, коммуникабельность, порядочность и другие качества человека. Естественно, что при оценке личности берется совокупность всех сведений и мнений, собранных о человеке. Это дает наиболее объективную его оценку как личностных, так и профессиональных качеств. Создаются так называемые психологические портреты личности. Для этих целей используется вся совокупность информации о них: выступления, поведение с подчиненными, исследуются видеозаписи, воспоминания и отзывы близких людей, фрагменты из личной жизни людей.
Анализ утверждений – это относительно новый способ исследований. Он основан на изучении лингвистики во взаимодействии с криминологией. Когда мы что-то утверждаем, мы используем слова, чтобы выразить мысль. Особенностью языка, жестов является то, что их проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному. Научившись понимать и расшифровывать жесты человека, Вы сможете читать «между строк» и считывать всю скрытую информацию непосредственно с вашего собеседника.
Когда мы говорим об интуиции, то практически подразумеваем способность читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать их с вербальными сигналами.
Когда мы говорим, что у нас предчувствие, что собеседник говорит неправду, мы в действительности имеем ввиду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.
Язык жестов и слова при честном разговоре должны совпадать. При этом для правильного понимания жестов должна учитываться вся их совокупность.
Итак, какие жесты могут выдать человека в случае, если он лжет? Это жест, связанный с прикосновением рук к лицу. Когда мы наблюдаем или слышим, как кто-то лжет, или мы делаем это сами, мы стараемся закрыть наш рот, глаза или уши руками.
Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека, когда подсознание посылает сигналы сдержать произносимые слова. Этот жест прикрытия рта рукой человек использует и тогда, когда сам лжет и когда чувствует, что ему лгут.
Иногда человек, контролирующий свои жесты прикасается рукой к носу, к ямочке под носом. Это тот же замаскированный жест, когда в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми сталкивается человек, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают энергично веко глаза. Если ложь серьезная, отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины в силу воспитания или боясь испортить макияж на веках, деликатно проводят пальцем под глазом. Отводя взгляд, они смотрят в потолок.
Известно выражение: «Врать сквозь зубы» – относится к тем же жестам – стиснутые зубы и натянутая улыбка, отведенный в пол взгляд, потирание века.
Некоторые люди, желая отгородиться от лжи, которую им преподносят, почесывают или потирают ухо. Это модификация заткнутого уха. Она может проявляться потягиванием мочки, сверлением пальцем в ухе, потиранием ушной раковины, прикрытием слухового отверстия.
При сомнении в правдивости услышанного, человек может почесывать указательным пальцем правой руки шею под мочкой уха. Как правило, делается пять движений.
Человек лгущий испытывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи и почесывает их, чтобы успокоить эти ощущения, оттягивает воротничок рубашки, когда заподозрит что его обман раскрыт. В этом случае у обманщика могут выступить капельки, пота на шее.
Результаты беседы не следует переоценивать, так как в процессе непосредственного общения трудно получить всю необходимую информацию. Оценить личность можно лишь путем сопоставления результатов беседы с результатами других методов ее оценки. При анализе содержания беседы следует оценить отношение собеседника к тем событиям, людям, фактам, о которых он говорил, вспомнить выразительные средства, которыми он пользовался. Беседа всегда сочетается с методом наблюдения, а также часто и с методом эксперимента анализа документов. Достаточно важную информацию об изучаемом человеке получают при анализе документов (писем, дневников, деловых отчетов, записок, литературных произведений, конспектов фонограмм произносимых перед аудиторией речей и т. п.). В бизнес-разведке все документы, характеризующие личность человека, можно классифицировать по трем основаниям 1) по способу фиксации информации (печатные и рукописные документы, магнитные ленты, кинопленки); 2) по статусу документа (личные документы: Дневники, письма записки; официальные документы: отчеты, справки; произведения творчества: книги, брошюры, статьи); 3) по характеру документа. Здесь следует отметить, что в каждом конкретном случае тот или иной документ будет иметь различный информационный вес.
Следует отметить, что все методы анализа документов делятся на традиционные и формализованные. К первым относятся анализ смысла текста, ко вторым – анализ, выделение и обработка единиц информации. Довольно эффективным здесь считается контент-анализ сущность которого состоит в выделении в тексте некоторых ключевых единиц содержания (суждений, понятий, слов), подсчете частоты их употребления, определении их сочетаемости друг с другом, а также с общим содержанием текста.
Техника контент-анализа сводится к ряду последовательных операций, главными из которых являются: 1) выделение единиц анализа; 2) отбор единиц анализа в тексте; 3) статистическая обработка.
В бизнес-разведке процедура контент-анализа может быть сведена к упрощенным действиям по выделению и подбору единиц анализа с последующей интерпретацией подсчета, без особой детализации. Внимательный просмотр текстов непременно натолкнет нас на полезную информацию об изучаемой личности.
Биографический метод. Смысл его состоит в изучении жизненного пути объекта оперативного интереса. Жизненный путь – это, с одной стороны, история жизни человека, а с другой – социальная форма его индивидуального развития. Как правило, из комплекса взаимодействующих в микросреде обстоятельств складывается образ жизни непосредственного окружения (группы), который отражается в индивидуальном опыте изучаемой личности. Этот опыт в единстве с объективными условиями становится определяющим в поведении индивидов. Воздействие комплекса обстоятельств на личность и ее ответная реакция на это составляют социальную ситуацию развития. Изучая конкретного человека, необходимо сосредоточить свое внимание на содержательной стороне этой ситуации. События среды – это объективные процессы, происходящие в стране, городе, группе и т. д., в которые неизбежно вовлекается изучаемый человек. Эти события, совершающиеся помимо его воли, оказывают на него сильное влияние.
События поведения связаны с осознанностью действий и поступков, в которых реализуется система отношений личности к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам. В этой системе хорошо отражаются коммуникативные действия и операции изучаемого человека. В общении узнаются также и события жизненных планов личности, реализация или крушение которых отражаются на внутреннем и внешнем облике.
Метод эксперимента. При изучении личности в бизнес-разведке первостепенное значение имеет изучение ее действий, из которых можно делать выводы о ее свойствах на основе многочисленных наблюдений. Изучение действий личности не может быть произведено при помощи только одного наблюдения. Нельзя ждать, пока жизнь поставит человека в такие условия, в которых он своими действиями проявит те или иные свойства своей личности. В этом отношении значительную помощь может оказать метод эксперимента. В процессе изучения личности применяются три вида экспериментов: естественный, психолого-педагогический и лабораторный.
Сущность метода естественного эксперимента заключается в том, что личность без ее ведома ставится в заранее изученные или созданные условия, ситуации, где она должна действовать и этими своими действиями проявлять определенные свойства, проверяемые и выявляемые в ходе естественного эксперимента. Методом естественного эксперимента проверяется умение владеть приборами, предметами, мыслительные способности, профессиональные навыки, волевые качества, отношение к определенным лицам и т. д. В любом естественном эксперименте обязательно содержатся следующие элементы: 1) выбор вида деятельности; 2) предварительный анализ этой деятельности; 3) наблюдение за лицом, осуществляющим деятельность; 4) анализ результатов проведенной деятельности.
Наиболее широко метод естественного эксперимента применяется в тех случаях, когда изучаемая личность, не знает, что за его действиями наблюдают. В процессе общения с коллективом, в процессе труда и учебы, выполнения отдельных поручений личность ставится в заранее заданные условия, а результаты ее деятельности, ход действий тщательно анализируются. Именно в ходе естественного эксперимента может осуществляться «проверка доверием», что является одновременно и методом изучения личности, и методом воспитания.
Метод обобщения независимых характеристик. Этот метод может быть сформулирован как сбор и последующее обобщение всех устных и письменных показаний ряда различных лиц об изучаемой личности. В условиях бизнес-разведки данный метод получает особое значение, наиболее полное развитие, так как различные документы, имеющиеся в наличии, дают широкую возможность для изучения личности. При применении этого метода важно учитывать полноту отдельных характеристик, охват этими характеристиками различных сторон жизни изучаемой личности (в домашней обстановке, на учебе, на работе) и т. д.
При изучении документов всегда надо стремиться, чтобы они были от разных лиц, за разные периоды времени, по поводу различных фактов. Чем больше фактов, отдельных характеристик за разные периоды времени обобщается, тем более объективные выводы о личности можно получить в результате применения данного метода.
В качестве материала для обобщения могут быть использованы показания свидетелей, заключения экспертов, различного рода справки, отражающие факты и события из жизни изучаемой личности, характеристики различных учреждений и предприятий, личные дела отдела кадров и т. д. Конечно, надо иметь в виду важное обстоятельство: отдельные имеющиеся характеристики могут быть неполны, односторонни, в значительной степени субъективны. Все это обязывает с исключительной осторожностью использовать каждую характеристику, подвергая ее предварительному тщательному анализу.
Метод шестое. Прикладная психология широко использует различные тесты для оценки внимания, памяти, мышления, речи. С помощью определенных тестов каждый индивидуально может оценить свои способности и наметить систему упражнений для развития нужного ему качества характера. Тесты позволяют так же оценить и некоторые параметры личности.
В современной психологии наибольшее распространение получили тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники. Многие из оценочных и прожективных тестов могут с успехом использоваться для оценки личности интересующего лица. При этом нужно внести в процедуру их применения лишь одно изменение: собирать информацию для оценки по тесту не прямым, а косвенным путем. Проще всего это делать при оценке личности с помощью личностных опросников которые построены с учетом стремления человека к самооценке. Среди таких опросников наибольшую популярность приобрел тест «ММРУ», в оригинале состоящий из 550 утверждений. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка. Первый определяет уровень тревожности личности, а второй – замкнутость, общительность и эмоциональную неуравновешенность. Сотрудник может с успехом пользоваться всеми опросниками, но лучше использовать опросник Айзенка, который дает возможность определить тип темперамента и некоторые личностные типические черты. Данный опросник состоит из 57 утверждений; из них 24 относятся к шкале экстраверсии, 24 – к шкале нейротизма и 9 – к шкале лжи. Испытуемый должен без раздумья решать, относятся ли к нему предлагаемые утверждения. На вопросы следует отвечать только «да» или «нет». Максимальный показатель общительности (экстраверсии) – 24 балла, показатель ниже 12 баллов свидетельствует о замкнутости (интраверсии). Максимальный показатель эмоциональной неустойчивости – 24 балла, показатель в 12 баллов свидетельствует об эмоциональной уравновешенности. Показатель в 7-9 баллов по шкале лжи свидетельствует о неискренности испытуемого.
Анализ письма. Письмо является одним из информативных элементов при изучении личности. По письму можно определить уровень образованности писавшего, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности характера и т. д.
Как правило, для анализа необходим графический материал. Оптимальная его величина – половина стандартного листа. С помощью почерка может быть исследовано до 20 характерных черт человека. В США свыше 5 тысяч фирм прибегают к услугам графологов при приеме на работу сотрудников фирм. В частности, с помощью графологии определяется: честность человека, его организаторские способности, склонности и подверженность к наркомании, психологическая устойчивость, склонность к воровству, умение хранить тайну и др.
Характерологические признаки наиболее ярко проявляются в образцах, исполненных произвольно, в личных записях, дневниках, письмах. Важной характеристикой письма является выработанность почерка. У каждого человека имеется свой определенный и характерный только для него уровень выработанности, который складывается постепенно и определяется образованием и письменной практикой. Письмо, как зеркало, отражает многие черты и качества человека. Например, для людей с психическими расстройствами характерна плохая организация почерка, наличие украшений, отрывочность, разная величина букв и т. д.
Систематизация и оценка данных о личности. В основу систематизации данных о личности, интересующей сотрудника должны быть положены: 1) принцип изучения личности в деятельности; 2) принцип цельности личности и 3) принцип конкретно-исторического подхода.
Принцип изучения личности в деятельности нацеливает нас на анализ деятельности изучаемого человека и на сопоставление этой деятельности с его высказываниями, а также на исследование формы деятельности.
Принцип цельности при изучении и оценке личности требует учитывать не какую-нибудь отдельную черту или реакцию изучаемого человека, а совокупность, черт, реакций, свойств и отношений. Такая система действий по добыванию необходимой информации заложена в «Схеме изучения личности».
Принцип конкретно-исторического подхода к оценке интересующей личности предполагает изучение истории жизни оцениваемого лица, его развития, а также условий, в которых он социализировался.
В процессе общения оценка личности, как правило, производится на основе экспектации и эмпатии, которые функционируют в основном на подсознательном уровне.
Экспектация (то есть ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Наблюдающему нередко правильно представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Происходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом. Опытным путем установлено, что лица, постоянно находящиеся в общении, почти безошибочно предвосхищают поведение друг друга.
Эмпатия, как уже отмечено, – это способность прочувствовать переживания другого человека, она дает людям возможность познавать у других людей многие невысказанные или скрываемые намерения. Процесс такого чувствования обычно нами не осознается.
Как правило, посредством эмпатии мы получаем в основном информацию о психическом состоянии человека, его эмоциональном настрое. Эмпатия не дает возможности прямо оценить интеллект собеседника, его прошлое и сделать заключение о его мыслительных процессах. Однако косвенно эмпатия позволяет судить, насколько собеседник мягок или суров, спокоен или постоянно напряжен, уверен или неуверен в себе. Это безусловно дает возможность сделать предположение о том, как наш собеседник воспринимает события жизненных ситуаций, каково его физическое состояние, интеллект и т. д. С одной стороны, понимание эмпатии, ее совершенствование обеспечивают сотруднику преимущества в восприятии психических переживаний других лиц. С другой стороны, пренебрежение к действию эмпатии создает условия для определенного психологического раскрытия себя постороннему наблюдателю.
Эмпатия оказывает воздействие на другого человека с помощью движения, внешней и внутренней речи. Так, если увлечься смыслом того, что рассказывает нам собеседник, то можно понять, искренен или неискренен рассказчик. Безусловно, возникает вопрос, каким образом можно сознательно ввести в действие эмпатию при оценке другого человека. Это можно сделать, только проявляя искренний интерес к собеседнику или наблюдаемому лицу. Именно искренний интерес, а не интерес деланный, может обострить все возможности наблюдающего, ввести в действие все резервы психики.
Процесс оценки начинается с первого впечатления, которое в своей основе представляет собой общее восприятие объекта заинтересованности. Последующий процесс восприятия принимает специфический характер, в частности воспринимаются детали этого объекта. Таким образом, первое впечатление обычно не выражено вербально и протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов.
Источниками таких ошибок являются стереотипы, мнение других лиц, галло-эффект, эффект снисходительности, психическое состояние наблюдателя, доминирующие потребности, защитные механизмы и упрощения. Кратко рассмотрим эти ошибки.
Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то это отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные стандартные образы, то есть стереотипы. Это будут групповые и этнические стереотипы, стереотипы, связанные с внешним видом, а также стереотипы, касающиеся физической ущербности, особенно экспрессивных движений, особенностей голоса и речи. Такие стереотипы, мешающие правильному восприятию человека, имеются в культурах всех народов. Знание стереотипов восприятия с учетом различных национальностей, в значительной степени способствует избавлению от ошибок в интерпретации поведения конкретных личностей.
Мнение других лиц. Нередко даже самого общего и отрывочного мнения об интересующей личности достаточно, чтобы оно подействовало на оценку этого лица. Если нам дали характеристику объекта нашего интереса или высказали самое поверхностное суждение о нем, то при встрече мы стараемся уложить поведение объекта в рамки определенного шаблона, сформированного под влиянием чужого, возможно не совсем объективного, а зачастую и ложного мнения.
Галло-эффект. Если вам понравился воспринимаемый объект заинтересованности, вы оцениваете его в терминах «приятного», если не понравился – в терминах «неприятного». Эта общая оценка распространяется практически на любую черту личности. В целом, галло-эффект имеет тенденцию размывать детали впечатления и формировать общую оценку личности. Как правило, это явление наталкивает наблюдателя на формирование какого-то устойчивого конкретного образа.
Эффект снисходительности. На практике большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие люди склонны даже не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в положительных качествах наблюдаемой личности. Иногда это даже выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Поэтому, когда мы встречаемся с чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, то вполне обоснованно можно предполагать, что ошибки в оценке объекта – следствие психических отклонений у наблюдателя.
Психическое состояние. Известно, что человек в хорошем настроении всех окружающих его лиц оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию. И наоборот, человек, пребывающий в депрессии, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя может являться источником ошибок в оценке личности.
Доминирующая потребность. Она всегда делает человека особенно чувствительным к предмету своей потребности; охотник лучше видит зверя, сборщик ягод – ягоды. Однако, чем сильнее потребность, тем чаще в этих случаях может иметь место переигрывание: охотник может принять за зверя какой-либо предмет, сборщик ягод – сорвать несъедобную ягоду, поэтому доминирующие в данный момент у наблюдателя потребности могут явиться источником ошибок.
Проекция – это один из защитных механизмов, искажающий восприятие. Следует отметить, что ее суть состоит в искажении реальности. Проекция имеет место в поведении всех людей, однако наиболее сильно она проявляется у людей с «расшатанными нервами». Механизм проекции побуждает человека воспринимать возникшее чувство как свое собственное, явившееся следствием воздействия на него собеседника. Имеют в практической деятельности место и более сложные формы проекции. В частности, иногда человеку кажется, что он в чем-то подозревается, иногда ему представляется, что его обвиняют в наличии намерений, которые он сам считает несовместимыми с его «Я – концепцией». По своей сути проекция – это явление, обратное эмпатии. Уже было отмечено выше, что эмпатия позволяет человеку прочувствовать настроение собеседника или даже наблюдаемого. При этом у самого наблюдателя возникает чувство, переживаемое наблюдаемым. Воспринимается же это чувство не как свое, а как принадлежащее другому.
Проекция и эмпатия – это две формы процесса восприятия и оценки людей, однако проекция искажает и ослабляет этот процесс, а эмпатия его упорядочивает и усиливает. Процесс восприятия субъективен: во всех случаях проявляется тенденция воспринимать и оценивать других людей в сравнении со своей «Я-концепцией». Наблюдатель неизменно сравнивает наблюдаемого с самим собой. Ему кажется, что он знает себя хорошо, поэтому на фоне своего «Я» ему лучше представляется другой. Следует, однако, учитывать, что в связи с определенным искажением восприятия защитными механизмами это совсем не значит, что наблюдающий объективно прав.
Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно. Это связано с тем, что объект восприятия конкретный человек, очень сложен. В связи с этим мы склонны почти всегда к упрощению при восприятии людей. А так как тенденция к упрощению процесса свойственна большинству, то многие люди практически бессильны воспринять другого человека. Как правило, они по какому-то одному факту делают выводы, закрепляют эти выводы в своем сознании и потом с трудом меняют их. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей людей. Необходимо рассмотреть причины этих ошибок.
Причины ошибок восприятия связаны, во-первых, с особенностями личности воспринимаемых, во-вторых, с непреднамеренным или преднамеренным влиянием воспринимаемых на воспринимающего и, в-третьих, с особенностями личности воспринимающего. Здесь следует отметить как индивидуально-психологические особенности людей, которых мы воспринимаем, так и их действия с целью предвосхищения своей оценки и обмана наблюдателя.
Все люди воспринимаются нами по-разному. Одни как бы открыты для восприятия, о них легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное. Одни так плотно скрыты под своим «панцирем» личности, что очень трудно догадаться об их внутренних переживаниях. Они могут быть интеллектуалами, недалекими, застенчивыми и т. д., но догадаться сотруднику зачастую об этом очень трудно.
Другие что-то всегда подозревают, чем-то встревожены. Они отовсюду ждут неприятностей, от этого постоянно напряжены и враждебно ко всему настроены. Третьи постоянно в движении, их внутренний мир скрыт за целью действий. Они субъективно ощущают свое превосходство над другими и гордятся им.
Есть люди, которые хорошо умеют приспосабливаться к обстоятельствам. Там, где нужно, они могут возмутиться, польстить, полебезить. В жизни их настроение постоянно меняется в зависимости от ситуации.
Встречаются также люди, не поддающиеся никакой характеристике. Они растворяются в толпе, не оставляя в памяти наблюдателя следов о своем образе, о них очень трудно сказать что-либо определенное. Безусловно, все это сказывается на первом впечатлении.
Следует отметить, что первое впечатление о человеке иногда бывает искажено ввиду того, что сам воспринимаемый заметно отличается от воспринимающего. Например, когда мы воспринимаем иностранца, то прежде всего видим в нем всю нацию, а индивидуальные черты, как правило, пропадают. Нас поражают прежде всего те черты, которые у нас не так рельефны. Нередко, очутившись впервые среди иностранцев, например, вьетнамцев мы теряем ориентировку: все они нам кажутся на одно лицо. Мы можем запаниковать, однако, если мы будем твердо знать, что подобные явления – закономерность социальной перцепции, все быстро налаживается.
Необходимо помнить и о предвосхищении оценки воспринимающего. Некоторые люди интуитивно пытаются создать о себе хорошее впечатление. Они начинают приветливо улыбаться, проявлять знаки внимания. Возникает ошибочное восприятие. Ошибка возрастает, если ситуация или сам наблюдающий вызывает в наблюдаемом подозрительность и тревогу. Последний еще сильнее старается угодить, предугадать желания воспринимающего.
Иногда встречается и обман наблюдателя. В частности, человек осознает, что за ним наблюдают и незамедлительно старается применить различные уловки, чтобы выглядеть так, как ему хочется, чтобы его восприняли. Психологически это выражается в искажении или подмене экспрессивных движений. Объект или усиливает свою экспрессию, или наоборот ослабляет, нередко он ее нейтрализует, а если это возможно, то скрывается под какой-нибудь маской. Следует учитывать, что обман может быть преднамеренным и непреднамеренным.
Практика показывает, что оценка изучаемого человека, осуществляемая в процессе общения, таит в себе массу затруднений, ввиду того, что она протекает как на сознательном, так и на подсознательном уровне и естественно, во многом выходит из-под нашего контроля. Чтобы поставить процесс оценки под контроль сознания, необходимо прежде всего ознакомиться с общей схемой восприятия человека по внешним признакам и разобраться в ее деталях.
Мы формируем свое впечатление об деятельности объекта, иногда игнорируя многие содержательные факторы. Лицо, тело, руки, голос, речь объекта, являющиеся показателями его внешних реакций, как бы ускользают от нашего внимания. Между тем лицо выражает мимические движения, ослабляя или усиливая их взглядом глаз. Тело, имея соответствующие формы, принимая характерные позы, производит благоприятное или неблагоприятное впечатление. Жестикуляция рук вызывает у нас чувство симпатии или антипатии к человеку. Голос с присущим ему диапазоном звуковых частот, резонансом, темпом и другими факторами создает у нас ощущение приятного или неприятного. И наконец, речь, отражающая внутренний интеллект, заставляет нас восхищаться, удивляться или разочаровываться в изучаемом лице.
Таким образом, при оценке личности по внешним признакам необходимо понимать реакции лица, тела, рук, голоса и речи. Исследования отечественных психологов нацеливают нас на изучение в этом плане: экспрессивных реакций лица, движения глаз, телосложения, позы, походки, жестов, голоса и речи.
Экспрессивные реакции лица. В схемах оценки людей лицо отождествляют со всей личностью. Оно говорит о духовном мире, интеллекте и настроении человека. По лицу человека определяют пол, возраст, расовую и этническую принадлежность, а порою даже социальный статус. Кроме того, мы всегда стараемся по выражению лица и глаз определить состояние и характер человека. Нам помогают в этом цвет и густота волос, цвет кожи, морщины, лицевая мускулатура и т, д. Мы, как правило, стремимся составить мнение о человеке, основываясь на реакциях его лица.
Искусство «чтения лица» известно с глубокой древности. Длительное время по лицу пытались не только определять черты характера, но и предсказывать судьбу. Психологи потратили много времени и сил, пытаясь найти сходство между чертами лица и характером человека. Внутренние опасения, составляющие основу тревожности человека, заставляют его сопровождать свои действия рядом безотчетных движений. Практика показывает, что по лицу хорошо научились определять лишь психическое состояние человека. По выражению лица можно читать многие тончайшие оттенки различных душевных волнений. Даже столкновение противоречивых чувств, их борьба и смятение отражаются в характерных внешних признаках и распознаются глазом наблюдателя.
В настоящее время доказано, что лицо может отражать весь спектр эмоционального состояния человека. Исследованиями установлены общечеловеческие и индивидуальные и эмоциональные экспрессии. Основу их составляют шесть систем лицевых реакций конкретно отражающих удивление, страх, негодование, отвращение радость и печаль. Как правило, усвоение особенностей проявления общечеловеческих экспрессии дает возможность научиться «читать» эмоциональный подтекст действий интересующего лица.
Удивление – это моментальная реакция. Всегда появляется внезапно. Если есть время обдумать то, что может удивить, удивление на лице не зафиксируется. Стимулы удивления: вид объекта, звук запах, прикосновение к чему-то сообщение, идея. Следует отметить основные проявления реакции удивления: брови вздернуты вверх, на лбу широкие морщины; глаза широко, расслабленно открыты; рот открыт.
Страх – это эмоция, возникающая в предвосхищении чего-то исключительно пагубного для личности. Причиной страха может быть ожидание физической боли, каких-либо неприятных для личности событий, которые эта личность не в силах предотвратить.
Основные проявления реакции страха: брови подняты, растянуты и сведены; короткие морщины на лбу глаза раскрыты, вверху видна белая склера, нижнее веко очень напряжено; губы раздвинуты сильно напряжены и оттяну ты назад. Выражение эмоции страха отличается от выражения эмоции удивления четырьмя моментами 1) при реакции удивления морщины проходят через весь лоб при реакции страха они короче и обозначаются над переносицей; 2) глаза напряжены; 3) раскрытый рот бесформенно искажен, губы напряжены; 4) удивление – мимолетная реакция, а страх – более длительная. Иногда эмоция страха может слиться с удивлением. Это происходит в том случае, если пагубные события не ожидаются, а наступают моментально. По первоочередности и устойчивости проявления той или иной эмоции можно судить о преобладании страха или удивления.
Негодование является результатом психического расстройства, физической угрозы или намерения нанести кому-то психологический или физический ущерб. В состоянии гнева у человека поднимается кровяное давление, от чего краснеет лицо, на висках и шее вздуваются вены, учащается дыхание напрягаются мышцы. Основные проявления реакции гнева: брови сдвигаются, между ними появляются вертикальные складки внешние концы бровей поднимаются; лоб без горизонтальных морщин; глаза сужаются; губы напряженно сжаты, иногда в гримасе обнажаются зубы. На практике контролируемые реакции гнева (злости) проявляются в двух разновидностях. При появлении первой разновидности гнева его индикатором являются одни брови, лицо же остается нейтральным. Это может иметь место в случаях, когда человек: а) испытывает легкое раздражение; б) обдумывает какую-нибудь сложную, не поддающуюся решению проблему; в) концентрирует на чем-либо внимание; г) критически оценивает слова, дела, поступки; д) старается скрыть злость от окружающих. О проявлении второй разновидности гнева сигнализируют: а) брови и веки и б) рот и веки. Это происходит тогда, когда человек слушает какое-то чрезвычайно длинное, изобилующее повторениями, неинтересное для него сообщение.
Отвращение является реакцией на ощущение вкуса, запаха, звука, прикосновения и вида некоторых объектов, в том числе и людей. Естественно, влияние такого объекта и проявление реакции на него зависят от культуры наблюдаемого и ситуации, в которой он находится. Основные проявления реакции отвращения: брови опущены; отсутствие морщин на лбу; глаза сужены, почти закрыты; уголки губ опущены. Иногда при сильной степени отвращения рот открыт и напряженно, как при тошноте, высунут язык; на носу морщины. Чем сильнее отвращение, тем больше морщин и тем напряженнее нос. Спектр реакции отвращения очень широк – от едва уловимого наморщивания носа до искажения всего лица в гримасе тошноты. Отвращение по отношению к людям обычно выступает в виде презрения. Экспрессивные реакции отвращения в ответ на ситуацию могут сливаться с реакциями удивления и страха. При сочетании гнева и отвращения обычно доминирует последнее. Экспрессивные реакции здесь отражают переживание мысли: «Как посмели вы показать мне эту гадость?». В сочетаниях удивления и гнева доминирует гнев, а в сочетании гнева и страха доминирует страх.
Радость переживается как ощущение возбуждающего и поднимающего настроение, облегчения от чего-то неприятного или опасного. Основные проявления реакции радости: брови и лоб почти не принимают участия в формировании экспрессии, глаза часто сужаются и блестят; рот растягивается, уголки губ поднимаются кверху. Эту эмоцию радости можно передать словами; «Как я рад!», «Как мне приятно!», «Как я счастлив!». В некоторых случаях радость может сливаться с удивлением, при этом, как правило, реакция удивления фиксируется лишь на мгновение. Довольно часто экспрессиями радости маскируются гнев и страх.
Печаль чаще всего вызывается какими-то потерями. Она фиксируется на лице от нескольких минут до нескольких дней. Данная эмоция имеет довольно широкий диапазон – от состояния печали, до горя и страдания, когда имеют место крики, вопли, судорожные движения руками и телом. Внешние проявления между тем не всегда свидетельствуют о глубине переживаний: одни люди склонны горе переносить молча, другие шумно. Основные проявления реакции печали: брови сдвинуты вместе, внешние концы опущены между бровями небольшие вертикальные складки; на середине лба короткие морщины, глаза слегка приоткрыты, и между нижним и верхним веком образуется складка в виде треугольника; уголки рта опущены вниз.
При оценке изучаемого лица следует иметь в виду, что некоторые люди склонны постоянно переживать печаль. Встречаются люди, которые никогда не фиксируют на лице печаль. Очень сильный отпечаток накладывают на проявление этой эмоции национальные особенности. Например, скандинавы стараются скрыть свою печаль злостью, японцы – всегда улыбкой. При слиянии печали и страха превалирует страх, при слиянии печали и гнева – верх берет гнев. Вместе с тем характерное при печали положение бровей все же сбить трудно.
Как правило, эмоции возникают в ответ на какой-то раздражитель. Вместе с тем арсенал мимических движений для выражения эмоций один и тот же: страх вызывает напряжение лицевых мускулов, радость – расслабление и т. д.
Таким образом, оценивая эмоциональные переживания людей по лицу, необходимо учитывать характер раздражителя, общечеловеческую систему эмоций, национальность, к которой принадлежат, и особенности поведения конкретного индивида.
Глаза. Человек непроизвольно широко открывает глаза, если внезапно видит что-то удивительное, при этом бесконтрольно расширяются зрачки глаз. Замечено, что глаза расширяются при взгляде на человека который нравится, и сужаются при взгляде на неприятную личность. Когда человек удовлетворен полученной информацией или хочет о чем-то подумать, он отводит глаза в сторону. Если кто либо ловит взгляд другого человека, значит он хочет обратить его внимание на себя или даже войти с ним в доверительные отношения. Обычно же люди смотрят в глаза друг другу где-то около 20% проведенного в беседе времени.
Следует отметить, что по глазам определяют напряженность, властность, заинтересованность, отношения симпатии и антипатии подчиненности и доминирования. Глаза сужаются при гневе, презрении, чувстве превосходства; расширяются при удивлении и страхе; закрываются при некоторой степени страха и стыда, покрываются «поволокой» в минуту нежности; туманятся при горе и грусти; блестят при радости и ощущении надежды. Выделяют взгляды: грустный, нежный, страдальческий, гневный, радостный, горестный, пугливый самодовольный, стыдливый, удивления, уважения, презрения, силы торжества, благоговения.
Тело. Оно является носителем данных о поле, возрасте, расе человека.
Типы сложенния: 1) эндоморфный (толстый, круглый); 2) мезоморфный (атлетический, мускульный); 3) эктоморфный (высокий, худой). На практике уже доказано что эндоморфный тип, по натуре чаще всего разговорчивый, доброжелательный, уживчивый; мезоморфный склонен к риску, даже к лидерству самостоятельный; эктоморфный – нервный, напряженный и т. д.
Психиатрическая и психолого-психиатрическая экспертиза, а также спортивная психология имеют тому немало доказательств.
По жизненной силе, степени усталости, самоуверенности и даже о социальном статусе человека. По тому, как человек напрягает мышцы, складывает руки и ноги, можно сделать выводы об эмоциональном отношении человека, его намерениях, отношении к другим людям. Все позы можно приблизительно разделить на две большие группы. Это, как правило, напряженные и расслабленные позы. Первые свидетельствуют о состоянии бдительности, тревожности, готовности к действию; вторые – о безмятежности и спокойствии. Поскольку поза связана с деятельностью мышц, она служит «генератором» настроения. Очень часто через позу происходит эмоциональное «заражение» собеседника.
Походка. Ее особенности зависят как от телосложения, так и от эмоционального настроя. Когда человек находится в унылом состоянии, он, как правило, «волочит» ноги, очень часто держит руки в карманах и втягивает голову в плечи. Человек полный энергии передвигается «скачками»: то он быстро устремляется вперед, то затягивает шаг. Уверенный в себе человек обычно держит высоко подбородок, не гнет спины, решительно размахивает руками и шагает размеренно, явно желая создать о себе положительное впечатление.
Руки. Движение их передает информацию о всех аспектах личности человека. В жизни говорят, что если человеку связать руки, он становится безмолвным, В жизни каждый человек обладает своим стилем манипуляции, то есть жестами, которые отражают принадлежность его к определенной культуре. Очень часто жесты свидетельствуют об этническом происхождении человека, о его воспитании, профессии и т. д. Как правило, жесты подразделяются на иллюстраторы, регуляторы, адаптеры, эффекторы и эмблемы.
Голос и речь изучаемого человека дают нам информацию о его эмоциональных переживаниях, интеллекте, эрудиции и даже характере. Голос человека позволяет судить о подстрочном смысле высказывания, переживаниях говорящего, степени его владения языком, культуре и индивидуально-психологических особенностях. Существуют индивидуальные особенности голоса (диапазон звуковых частот, резонанс, темп и контроль речи) и вокальные переменные (интенсивность, высота, протяженность).
Все индивидуальные особенности являются устойчивыми характеристиками личности. Они дают возможность отличить один голос от другого и, следовательно, оценить говорящего по самым различным аспектам.
Если в речи используется весь спектр звуков от высоких до низких тонов, говорят о широком диапазоне голоса. Если же речь ведется преимущественно в одной тональности, мы сталкиваемся с узким диапазоном голоса. Такая речь называется монотонной. Обычно мы повышаем голос, когда ставим вопрос, и понижаем, когда завершаем сообщение.
Следует здесь отметить и резонанс – это проявление таких особенностей голоса, как сиплость, шипение, «рокот», «громовые» раскаты и т. д. Униженное или подчиненное положение личности в жизни обычно сочетается со слабым резонансом, властная натура развивает в своем голосе «металлический оттенок» и раскатистость.
Темп иллюстрирует скорость продуцирования речи (быстрый, средний или замедленный темп). Каждому человеку присущ определенный темп речи. Интенсивность речи может свидетельствовать о степени эмоционального состояния человека.
Речь. Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.
Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи. Эрудиция предполагает прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.
Интеллект человека оценивается по логичности высказывания и богатству речевого содержания. Свободный подбор слов, их разнообразная связь в предложения и, наконец, легкость речевого продуцирования являются индикаторами развитого интеллекта. Различные нарушения в речи очень часто сигнализируют о нарушениях в мыслительных процессах человека. Эрудиция и интеллект, а также мотивация поведения изучаемого лица относятся к содержательному фактору речи. Отметим, что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, интересующего сотрудников, в частности, его эмоциональной напряженности. Здесь сотруднику необходимо познакомиться с тремя из них: 1) особенностями выбора слов; 2) спецификой грамматического оформления высказывания; 3) восприятия речи в состоянии эмоциональной напряженности. Эти критерии в настоящее время в достаточной степени изучены и получили экспериментальное подтверждение. Кратко рассмотрим их.
В состоянии эмоциональной напряженности многие люди при выражении своих мыслей испытывают затруднения в выборе слов. В частности, по сравнению с речью, протекающей в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда на практике их называют паузами нерешительности, Есть все основания предполагать, что длительные поисковые паузы во многих культурах народов мира являются доказательством эмоциональной напряженности человека. Чтобы сделать правильный вывод, надо сравнить речь изучаемого лица в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.
Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот». В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется стереотипностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для его диалекта, активно пользуется шаблонами.
Грамматическая незавершенность фраз – другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи. Наиболее характерна здесь грамматическая неоформленность. Нередко в состоянии эмоциональной напряженности встречается нарушение логической связи между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Типичной особенностью эмоционально напряженной речи является нарушение логичности и последовательности высказывания. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. Нередко в дальнейшем говорящий осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается.
Восприятие речи в состоянии эмоциональной напряженности отличается рядом особенностей. В частности, это ухудшение мыслительной обработки информации и снижение «помехоустойчивости». Первое – ведет к поспешному принятию решения, а второе – к искажению смысла воспринимаемого. В целом, в результате существенно изменяется восприятие речевой информации.
Следует отметить, что речь является важнейшим индикатором психической жизни человека. По речи четко фиксируются практически все психические отклонения. Ниже дается краткое описание речевых особенностей, типичных для психических заболеваний. Характерные речевые симптомы здесь будут следующими:
логоррея – непрерывное говорение. Как правило, человек, не дожидаясь вопроса или реплики собеседника, перескакивает на новые темы, вводит в рассказ новые персонажи и т. д.;
персеверация речи – «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или одного несложного представления и неоднократное и монотонное их повторение в ответ, например, на вопросы, которые не имеют к первоначальным совсем никакого отношения;
бессвязность или разорванность речи – внешне речь кажется грамматически правильной, но она оказывается лишенной смыслового содержания;
вязкость речи – чрезмерно подробная обстоятельность в описании сложных событий и явлений, речевая навязчивость;
«резонерство и мудрствование» – беспочвенные и бесплодные рассуждения, иногда и вплоть до полной бессмысленности.
Как правило, эти симптомы могут свидетельствовать о наличии у говорящего какого-то психического заболевания. Точное распознание болезни относится к компетенции специалистов – психиатра и психолога, однако самые общие выводы сотрудник может сделать и сам.
Известно давно, что речь является тонким сигнализатором личностных параметров человека. Учет речевых факторов в изучении интересующего лица дает в руки сотруднику очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя интересующее лицо может только при соответствующей специальной тренировке.